Круглосуточный стационар
г. Уфа, Батырская 39/2
Приемная главного врача +7 (347) 246-15-80
Горячая линия стационар с 8.00 до 20.00 без выходных +7 (347) 291-29-96
Горячая линия поликлиники с 9.00 до 18.00 в будни+7 (927) 230-78-38
Договорной отдел +7 (347) 291-29-05
Поликлиническое отделение №1
г. Уфа, Степана Кувыкина 20
Регистратура +7 (347) 292-72-52
Приемная +7 (347) 216-39-49
Поликлиническое отделение №2
г. Уфа, Минигали Губайдуллина 21/1
Регистратура +7 (347) 246-21-40
Приемная +7 (347) 246-21-35

Сахипов Р. Г., Нигматуллин Р. Г., Музафаров И. В., Аглиуллин И. М., Миргалеев Э. И., Чернявский А. Ф., Рябуха Т. В.,

ГБУЗ РБ БСМП г. Уфа

Болезнь Фурнье (БФ, спонтанная, молниеносная гангрена полового члена и мошонки) – довольно редкое заболевание, диагностика и лечение которого остается одной из неразрешенных задач в экстренной урологии.

Первые печатные сообщения о молниеносной гангрене мошонки: 1862 г. -  отечественный хирург  П. Добычин; 1883 г. - описана в французским врачом А. Фурнье (Fournier) как отдельное заболевание. В настоящее время в медицинской литературе освещено немногим более 600 случаев болезни Фурнье, и даже опытные хирурги и урологи имеют лишь единичные случаи наблюдения таких больных за многолетнюю практику.

БФ протекает весьма своеобразно, имеет тенденцию к молниеносному развитию с поражением кожи не только половых органов, но и промежности, передней брюшной стенки, проникновению в полость малого таза. Ошибочно выбрана тактика, промедление с оперативным вмешательством  могут привести  не только к инвалидизации больного, потери значительной части функций пораженных органов, но и к летальному исходу.

Необходимо отличать от  БФ банальные гнойные поражения кожи: фурункул, флегмону мошонки, парауретральный абсцесс, которые имеют иную этиологию и патогенез, но могут осложнится БФ. Часто БФ встречается как осложнение парапроктита ,  уретрита, воспаления геморроидальных узлов.

В настоящее время под БФ понимают поражение кожи мошонки, промежности, полового члена с возможным распространением на соседние области и глубжерасположенные слои, протекающее в сжатые сроки с образованием обширных участков гнойно-некротических изменений, выраженной общей интоксикацией и вызванное анаэробной флорой или ассоциацией анаэробнх и аэробных микроорганизмов.

Анатомическое строение  кожи мошонки, промежности, полового члена имеет ряд особенностей.  Эпителиалньный покров рыхлый, слой эпидермиса тоньше, чем на других участках кожи, подкожная клетчатка развита слабо и представлена рыхлой жировой тканью. В толще кожи располагается значительное количество сальных, потовых желез. На коже промежности и мошонки имеются волосяные фолликулы. Все указанные факторы создают благоприятные условия для персистенции различных микробиологических агентов. Кровоснабжение мошонки представлено густой венозной и скудной артериальной сетью. При наличие воспаления, отека создаются условия для замедления венозного кровотока, внутрисосудистого стаза и тромбофлебита, что еще более ухудшает кровоснабжение органа и  ведет к ишемии пораженных тканей. Патологический процесс распространяется вдоль по поверхностной и глубокой фасциям, вызывая тромбоз сосудов с последующей гангреной кожи. Морфологически в оболочках мошонки обнаруживается картина гнойного воспаления с участками некроза, отек с лейкоцитарной инфильтрацией и образованием микроабсцессов .

В урологическом отделении БСМП в 1995-2007 гг. было пролечено 9 больных с БФ. Возраст больных 38 – 64 года. Все обратились через 2-7 дней от начала заболевания с выраженными гнойно-некротическими поражениями кожи и подкожной клетчатки мошонки,  полового члена, промежности. У 4 больных были травмы наружных половых органов. У одного больного БФ наблюдалась как осложнение парауретрального абсцесса. У 3 больных источником инфицирования послужил парапроктит. Заболевание развивалось молниеносно, с выраженной интоксикацией, сопровождалось ознобом, гиповолемией, тахипное, нестабильной гемодинамикой с тенденцией  к гипотонии.  В анализах крови отмечается высокий лейкоцитоз с нейтрофильным сдвигом влево (до 50-40*109/л), сгущение (гематокрит 52-58%).

У 1 больного БФ наблюдался кавернит, некроз головки полового члена. Задержка мочеиспускания наступила у 5 больных, им проведена операция эпицистостомия. Поражение яичек с их некрозом отмечено у 3 больных. При бактериологическом исследовании раневого отделяемого выделены коринебактерии, псевдомонады, клостридии.

При  лечении больных с БФ наша тактика заключалась в ранней хирургической обработке очага инфекции. Больных госпитализировали в реанимационное отделение, и после стабилизации общего состояния  под общим наркозом проводилась некрэктомия. В одном случае была проведена эмускулинизация. В трех случаях выполнена билатеральная орхоэктомия, в одном односторонняя. Послеоперационные раны были дренированы. По показаниям выполнялась повторная некрэктомия.

Лекарственная терапия заключалась в проведении дезинтоксикации, применении антибактериальных средств широкого спектра действия.

2 больным выполнялась некрэктомия на мошонке с погружением яичек под кожу внутренней поверхности бедер.  Через 1,5 - 2 месяца  у 5 больных проведены операции аутодермопластики кожи полового члена свободным  перфорированным лоскутом. Донорским участком служила кожа внутренней поверхности бедер,  которая после нанесения перфорационных отверстий  и придания соответствующей формы переносилась на половой член и фиксировалась к здоровой коже.  Для предотвращения укорочения полового члена и  деформации пересаженного кожного лоскута  было разработано специальное устройство к которому с помощью лигатур фиксировали половой член.

Таким образом выбранная лечебная тактика,  своевременное оперативное пособие  в сочетании с интенсивной терапией позволили добиться удовлетворительных результатов при лечении БФ. Не один из наблюдаемых нами пациентов не умер,  а использование аутодермопластики полового члена по нашей методике улучшило качество жизни больных.